20.09.2021 / Понедельник/ 00:06
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Поиск
Дмитрий Боган

Дмитрий Боган: Почему в сторону «Яндекс.Такси» Минтранс, Транспортная инспекция, МАРТ боятся даже смотреть?

Восхищаюсь, как профессионально выполняют свою работу PR-менеджеры «Uber ML B.V.», которая осуществляет деятельность диспетчера такси на территории Республики Беларусь под брендами «Uber» и «Яндекс.Такси».

Дмитрий Боган: Почему в сторону «Яндекс.Такси» Минтранс, Транспортная инспекция, МАРТ боятся даже смотреть?

«Министерство по налогам и сборам Беларуси и Uber B.V подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в ноябре 2016 года. Реализация заложенных в документе положений позволит повысить эффективность налогового контроля. Одновременно созданы условия для формирования здоровой конкурентной среды, прозрачности на рынке транспортных услуг, в том числе оказываемых с использованием информационных технологий», ‒ отмечалось на официальном сайте МНС.

Но по моему мнению, именно компания «Uber ML B.V.» является примером того, как «правильно» не соблюдать обязанности диспетчера такси. Приведу самые яркие примеры игнорирования норм законодательства Республики Беларусь.

Пример первый. Иностранная компания «Uber ML B.V.» осуществляет деятельность диспетчера такси и обязана заключать с автомобильными перевозчиками «Договор об оказании услуг диспетчера такси», но предлагает перевозчикам заключить «Договор на предоставление электронных услуг».

Пример второй. В соответствии с законодательством диспетчер такси - юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в частности посредством электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке (далее - электронная информационная система).

А теперь читаем п.3.2. Договора на предоставление электронных услуг: «Во избежание сомнений, Яндекс не осуществляет организацию и управление технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров и багажа и/или грузов физических лиц, не осуществляет прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров и багажа и/или грузов физических лиц, взаимодействие с Пользователем производится Перевозчиком самостоятельно в соответствии с принятыми у Перевозчика правилами оказания услуг».

Получается, что компания «Uber ML B.V.» игнорирует законодательство и не признает, что осуществляет деятельность диспетчера такси.

Пример третий. Согласно белорусскому законодательству, если заказ будет оплачен наличными или картой посредством банковского терминала, то в такси должен быть установлен таксометр (кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром). Но если заказ делается через электронную информационную систему, например приложение, к которому привязана банковская карта, то таксометр не нужен.

 На этом основании в такси компании «Uber ML B.V.», таксометров нет, поскольку все заказы делают через приложение, к которому привязаны банковские карты. Но, внимание, в приложениях этой компании есть функция «оплатить за наличные», что можно делать только при наличии кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром. И их как раз и нет.

Еще немного эмоций. В соответствии с Правилами дорожного движения, допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования детских удерживающих устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Как правило, водители автомобилей-такси, работающих под брендом «Uber», «Яндекс.Такси» или «Яндекс Go», отказываются от поездки с ребенком, если заказчик не выбрал тариф «детский», мотивируя отсутствием в автомобиле-такси детского удерживающего устройства. Такой отказ является необоснованным отказом водителя автомобиля-такси в перевозке пассажира. За необоснованный отказ в перевозке пассажира на водителя может быть наложен штраф в размере от двух до пяти базовых величин. Согласно Правилам автомобильных перевозок пассажиров, автомобильный перевозчик обязан обеспечивать безопасность выполнения автомобильных перевозок пассажиров, в том числе и для детей. При этом перевозчик не имеет право требовать дополнительной оплаты или использовать повышенный тариф при перевозке детей. Соответственно, автомобильный перевозчик не имеет право требовать у пассажира с ребенком выбирать тариф «детский» при заказе автомобиля-такси.

Пример четвертый. В Транспортную инспекцию было направлено обращение, в котором сообщалось о пятнадцати автомобильных перевозках пассажиров с нарушениями. По факту поступивших обращений Транспортной инспекцией было проведено разбирательство, по результатам которого были выявлены нарушения: за осуществление перевозки пассажиров без использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, либо с выключенным таксометром было привлечено к ответственности одиннадцать водителей; за выполнение перевозок пассажиров транспортными средствами, не оформленными в установленном порядке как автомобили-такси, а также выполнение водителями перевозок пассажиров без пройденного обучения в рамках образовательной программы обучающих курсов было привлечено к ответственности тринадцать водителей; за выполнение перевозок пассажиров транспортными средствами без выданного допуска к участию в дорожном движении было привлечено к ответственности одиннадцать ответственных лиц за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении автомобильных перевозчиков; за отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами было привлечено к ответственности три автомобильных перевозчика. Также Транспортной инспекцией был зафиксирован факт перевозки, при заказе которой заказчику доводилась информация, что управлять автомобилем такси будет водитель-женщина, по факту на заказ приехал водитель-мужчина. Все автомобили-такси, которые выполняли перевозку, были заказаны у диспетчера такси «Uber ML B.V». Какое же наказание понес диспетчер такси «Uber ML B.V.» за передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями такси транспортным средствам не способным с соблюдением Правил выполнить такую перевозку? Барабанная дробь… Транспортная инспекция нарушения законодательства в области транспортной деятельности диспетчером такси «Uber ML B.V.» не установила. Случайно ли в ответе Транспортная инспекция пишет диспетчер «Uber ML B.V.», а не вариант соответствующий законодательству ‒ диспетчер такси «Uber ML B.V.»?

Почему заказывая автомобиль-такси, у столь авторитетного диспетчера такси, на заказ может приехать транспортное средство с многочисленными нарушениями, а диспетчер не несет никакой ответственности? Может, как обычно, у нас законы «неправильные»? Нет! В Законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» написано все четко: диспетчер такси обязан осуществлять прием заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, поиск автомобилей такси, способных выполнить заказ, и передачу заказов водителям автомобилей такси; автомобиль-такси - транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров и соответствующее требованиям, установленным Правилами автомобильных перевозок пассажиров.

Правила устанавливают четкие требования к автомобилю-такси: наличие допуска к участию в дорожном движении (полугодовой техосмотр), внешнее и внутреннее оформление, наличие кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром (если сделан заказ с оплатой наличными). Таким образом, если транспортное средство не соответствует одному из требований, то оно не может являться автомобилем-такси. Но Минтранс и Транспортная инспекция так не считают. По их мнению, любое транспортное средство, которое сумело доехать до заказчика, считается способным выполнить заказ и является автомобилем-такси, оформленным с нарушениями. Нонсенс! Даже в случае, если на заказ приедет телега, то диспетчер такси не будет нести ответственность. Не будем делать вывод, кто в этом вопросе прав: Минтранс с Транспортной инспекцией или здравый смысл, присутствующий в положениях Закона.


Новости по теме «Блог Дмитрия Богана»