24.01.2021 / Воскресенье/ 12:05
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Конвертер валют / Курсы НБРБ:
USD : 2.5475
EUR : 3.0986
RUB : 3.4261
Поиск
Анастасия Гурина

Анастасия Гурина: Честные контрабандисты белорусского запада: как им выжить после 14 апреля?

«Господи помоги, господи помоги, господи помоги...», -- повторяла женщина, молитвенно сложа руки и подняв взор к небесам. Она сидела в вагоне поезда напротив меня и то и дело поворачивалась к нам спиной и спрашивала: "точно ничего не видно?"

Анастасия Гурина: Честные контрабандисты белорусского запада: как им выжить после 14 апреля?

В юности, когда я еще жила в Бресте, я часто ездила в Польшу на разные образовательные семинары электричкой Брест-Тересполь и не раз наблюдала, как бесчисленные "честные контрабандисты" просят бога помочь им провезти блоки сигарет - они искренне верили, что бог на их стороне.

Помню и то, каким квестом являлся выход из зоны таможенного контроля уже по прибытии поезда назад в Брест. Задолго до открытия дверей люди с длиннющими телевизорами под мышкой пробивались к выходу. Когда двери открывались, начинался забег на короткую дистанцию до окошек, где проверяют паспорта. Поддаваясь общему порыву, бежала и я, но никак не могла обогнать тетушек, груженых телевизорами и сумками с копченым мясом. Пройдя досмотр, со всех сторон зажатая коробками с техникой, я пыталась втиснуться в двери в общий вестибюль - к долгожданной свободе.

Подобным челночным промыслом занимались обычно именно тетушки, женщины неопределенного возраста и с лишним весом, у которых не было автомобиля для более продвинутого варианта мелкой контрабанды. Пробовала это дело даже моя учительница русского языка - она дружила с мамой и рассказывала ей о своем опыте. Учительнице не понравилось, и она решила больше этим не заниматься. «Гонять на Польшу» -- казалось бы, довольно простой способ подработать, однако имеет один минус – он немножко унизительный, а поэтому требует крепкой воли.

Некоторым, кто возит контрабанду на машине, удается заработать даже «вторую зарплату». Правда, о них я знаю больше по слухам: кто бы из моих знакомых ни пробовал, всех на третьей-четвертой поездке «раскрывали». А это имеет тяжелые последствия в первую очередь для автомобиля – вскрываются сидения и всякие другие внутренности, и он требует большого ремонта.

С 14 апреля промысел тетушек и удачливых автомобилистов прикроется – тем, кто ездит чаще одного раза в три месяца, ограничат норму беспошлинного ввоза товаров: не больше 300 евро и 20 килограмм. Вывозить сигареты это, конечно, не помешает, но вот поставлять соседям и знакомым технику уже не получится.

Нет-нет, не подумайте, что я выступаю против нововведения. Все-таки граница приносила брестчанам не на столько много денег и счастья, чтобы о них стоило жалеть.  

Да, во времена коррупционного рая на брестской таможне некоторые челноки действительно нагуляли жирок: построили красивые коттеджи вокруг города, обставили их мебелью и телевизорами. Однако последние годы, думаю, они с помощью границы просто поддерживали свое существование.

Что теперь будут делать эти челноки в своих красивых коттеджах? Вторую работу, как советует министр труда Марианна Щеткина, в Бресте найти не так просто – здесь, дай бог, чтобы с первой в вынужденный отпуск не отправили.  Теперь даже и в Москву на заработки съездишь – там наши уже никому не нужны.

А куда пойти работать женам контрабандистов, недавно владевшим торговыми точками? Основным работодателем в Бресте являются сотни мелких швейных фирмочек. Однако коль уж даже «Серж» обанкротился, то чего остается ждать от этой мелочи?

И все же не жалею я сильно о прикрытии приграничного бизнеса. Куда больше жалею, что в родном городе так мало возможностей для занятия другим, честным бизнесом. Таким, который позволял бы людям заработать чуть больше, чем на убыточной фабрике, и подняться над бедностью легальным способом.

Будте в курсе событий ПЕРВЫМИ. Подписывайтесь и читайте нас :
Новости по теме «Блог Анастасии Гуриной»