24.09.2021 / Пятница/ 11:17
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Поиск
Александр Сацук

Александр Сацук: Белорусская железная дорога обворовывает обворованных?

Остап Бендер знал 400 способов честного отъема денег. У Белорусской железной дороги я знаю уже один такой честный способ, но зато какой!

Александр Сацук: Белорусская железная дорога обворовывает обворованных?

В наше смутное время, наверное, каждому второму случалось стать жертвой карманных воров. Карманные кражи являются самыми латентными в связи с чем пострадавшему гражданину трудно рассчитывать не только на справедливое возмездие, но и возмещение понесенного ущерба.

В тоже время, если вовремя обнаружить кражу и предпринять срочные действия, то можно минимизировать нанесенный ущерб и восстановить свои права и документы.
Например, можно написать заявление в милицию, сделать новый паспорт взамен украденного, и снова стать полноправным гражданином с бумажкой.

Можно позвонить в банк, заблокировать банковскую карточку и затем сделать новую. И ни один банк даже не подумает заявить, что раз у вас нет банковской карточки, то ваши деньги, хранящиеся на соответствующем карт-счете, стали собственностью банка. Это вполне понятно. Ведь договор на карт-счет заключает конкретное физическое лицо, которое доверяет банку свои деньги, а банк за это обязуется оказать соответствующие банковские услуги. И поэтому, если это физическое лицо предъявляет документ удостоверяющий личность и соответственно подтверждает свое право собственности на соответствующий денежный вклад, то у банка нет никаких оснований не выдавать ему деньги с карт-счета, даже если у него нет уже пластиковой карточки. Да, процедура получения денег несколько усложняется и затягивается, по сравнению со снятием денег в банкомате. Но это и пятно.

Так действуют во всем мире все государственные органы и коммерческие компании, за исключением Белорусской железной дороги, которая не только не помогает пострадавшему гражданину восстановить свои права при краже билета, а наоборот, делает ему еще больнее. Фактически Белорусская железная дорога в таких случаях просто еще раз обкрадывает пострадавшего.

Вот у моей знакомой, вместе с кошельком украли билеты в Москву и обратно. Билеты дорогие, приобретались по паспорту, и соответствующие ФИО указаны в самом билете. Казалось бы, в чем проблема, если вовремя обратиться с паспортом в кассу БелЖД, то можно аннулировать украденные билеты, взамен этих билетов выписать новые, либо просто вернуть деньги. Я был в этом абсолютно уверен, как юрист и просто как человек. Такова практика всех нормальных отношений, в том числе между потребителем и исполнителем.

Однако у Белорусской железной дороги свои собственные правила, явно не партнерские, а дискриминирующие пассажира. Данные правила иначе как узаконенным воровством даже трудно как-то обозвать.

И кассир, и заведующая кассами, и заместитель заведующего вокзалом, куда пришлось обратиться с соответствующим вопросом, как по писанному заявили: «Мы билеты в таких ситуациях не восстанавливаем, новые не выдаем, деньги не возвращаем».

Еще можно было бы понять такую позицию, если бы соответствующее обращение последовало после отправки поезда либо хотя бы накануне. Но нет, это было за несколько дней до даты отправления.

Никакие юридические увещевание на должных лиц не подействовали. Все они ссылались на Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь, утвержденные Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.04.2008 N57. Согласно п.28 этих правил, действительно «утерянные (украденные) проездные документы (билеты) не возобновляются, уплаченные за них деньги не возвращаются».

По этой причине к упомянутым выше лицам претензий никаких нет и быть не может. А вот к Белорусской железной дороге претензии имеются, как и к Министерству транспорта тоже. Прежде всего, хотелось бы задать руководителям этих ведомств два вопроса.

Вопрос первый: Кто и на каком основании позволил обворовывать собственных граждан, путем введения такого явно незаконного правила?

Ведь согласно ст.740 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Если иное не определено законодательством, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Если пассажир выполнил свои обязательства по договору и оплатил перевозку, то будьте добры довезти его до места назначения. Билет в такой ситуации, согласно приведенной норме закона, выступает лишь доказательством, подтверждающим заключение договора перевозки, чтобы проводник мог при посадке в этом убедиться. Что мешает БелЖД при своевременности обращения пострадавшего пассажира, проверить сведения в компьютере, аннулировать старый билет и выдать новый на основании соответствующего заявления и предъявленного паспорта? Потеря или кража именного билета не может аннулировать договор перевозки пассажира и согласно общим принципам гражданского законодательства не может освобождать перевозчика от обязанности перевезти пассажира.

Кстати, это не только мое мнение, и не только общие принципы добропорядочности участников гражданских правоотношений.

Такого мнения придерживается также Конституционный суд Республик и Беларусь в своем решении от 1 декабря 2005 г. N П-158/2005 "К вопросу о применении Закона Республики Беларусь "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами". Вот лишь небольшая цитата из этого решения.

«…Таким образом, если наличие билета бесспорно подтверждает заключение договора перевозки, то факт того, что пассажир и перевозчик находятся в отношениях, вытекающих из договора перевозки, не обязательно свидетельствует о том, что пассажир должен иметь билет во всех случаях.
(На практике имеют место случаи, когда при осуществлении перевозки автомобильным транспортом пригородного сообщения пассажирам, оплатившим стоимость проезда, билеты не выдавались по вине водителя. Очевидно, что отсутствие билета в данном случае не свидетельствует о незаключении сторонами договора перевозки).

Поэтому Конституционный Суд отметил, что отсутствие билета либо иного документа, подтверждающего право на проезд, не является бесспорным доказательством того, что перевозчик и гражданин не состоят в договорных отношениях. При возникновении спора это обстоятельство, то есть отсутствие договора перевозки, должно быть доказано перевозчиком.

Конституционный Суд обратил также внимание на то обстоятельство, что договор перевозки пассажира является консенсуальным договором, следовательно, оплата проезда по такому договору выступает в качестве основной обязанности пассажира, выполнение которой может соотноситься по времени с различными стадиями (этапами) существования договора перевозки»…

Вопрос второй: Совесть есть, обворовывать и так обворованных?
 


Новости по теме «Блог Александра Сацука»