Заявление первого вице-премьера А.Г. Турчина о возможной отмене указа №488 претендует на предпринимательскую сенсацию года.
И дело даже не в одиозности самого указа и его болезненности для бизнеса. Просто неожиданно до невероятности. Так долго боролись хоть за какие-то изменения, а тут на тебе, взять да отменить.
Бизнес не питает иллюзий, силовики без боя свои позиции не сдадут. Не станет 488-го, появится 489-й. Или одиозный указ тонким слоем «размажут» по действующему уголовному и фискальному законодательству.
Но это как первый теплый ветерок в марте. Шапки и фуражки в офисах еще никто не отменил, но в умах настроение потепления и перемен.
От Декрета №7 до «самой инвестиционно-привлекательной» путь не близкий. И расчищать завалы фискального законодательства придется долго. Важен стартовый сигнал. И отмена 488-го вполне таким сигналом могла бы быть.
Кстати, у меня нет сомнения, что 90% «оптимизаторов» от бизнеса действовали с преступным умыслом, за что и были наказаны по Указу №488. Но даже 10%, даже 1% невинно наказанных заслуживают того, чтобы верховная власть вступилась за бизнес. Ведь ничто так не деморализует, не отвращает от желания хоть что-то инвестировать в этой стране, как несправедливое наказание, силовой произвол.
С лжепредпринимательством следует бороться. Лжепредпринимательство искажает конкурентную среду, лишает добросовестных предпринимателей правильных экономических стимулов. Но нельзя же топором удалять папилломы.
В борьбе с лжепредпринимательством ключевым является доказывание вины. И не просто вины по неосторожности, но преступного умысла, направленного на занижение налоговой базы. Нет вины – нет ответственности.
Казалось бы, основополагающий принцип виновной ответственности попирается на практике сплошь и рядом. И не только при правоприменении 488-го.
Возможно, следовало бы дополнить Декрет №7 или иной очередной системный документ о поддержке предпринимательства краеугольной нормой, запрещающей привлечение к административной, имущественной ответственности субъекта хозяйствования в отсутствие вины, даже если невиновная ответственность допускается действующими нормами национального или международного законодательства.
При этом неплохо было бы уточнить само определение вины юридического лица, сформулированное в ст.3.5 КоАП:
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Все или не все – вопрос дискуссионный. На мой взгляд, следует увязать вину юридического лица с виновными действиями его руководителя, представителей, направленными на нарушение конкретных нормативных предписаний, запретов:
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и руководителем или уполномоченными представителями данного лица совершены виновныедействия (бездействия) в нарушение норм действующего законодательства.
Бремя доказывания вины должно возлагаться на контролирующийорган, но никак не на предпринимателя. Декларативный принцип презумпции добросовестности субъектов хозяйствования должен применяться на практике контролирующими и судебными органами.
Понятно, что наша текущая действительность – это не картинка из голливудского триллера, где для защиты частной собственности достаточно Конституции в руках. Но к этому надо стремиться.
Вор должен сидеть в тюрьме. Но предприниматель, не там, не так или не тогда оформивший «бумажку» не должен привлекаться к материальной, тем более уголовной, ответственности, если за этим не стоит преступный умысел, направленный на занижение налоговых или таможенных платежей.
Возможно когда-нибудь так и будет. Поживем-увидим, станут ли обещания правительства по отмене 488-го реальностью или легендами нынешней осени. А за попытку – спасибо.
Изменение с 1 апреля утилизационного сбора на транспортные средства в Российской Федерации скажется на ценах отдельных марок и моделей легковых автомобилей для белорусов.
Средняя по году ежемесячная заработная плата в Беларуси в 2008 и 2017 годах составляла чуть более эквивалента 400 долларов США. Однако предпочтения автолюбителей за десятилетие изменились кардинально.
Белорусские альпинисты при поддержке спецназа Конго и Руанды впервые водрузили национальный флаг на вершинах Ньирагонго и Карисимби горного массива Вирунга в Африке.
Беларусь по итогам прошлого года является лидером по автомобилизации на территории СНГ, заявил председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
Около 2,5 тысяч квартир построили в Беларуси в январе 2019 года организации всех форм собственности. Введено в эксплуатацию 284,9 тысяч квадратных метров общей площади жилья. Такую информацию предоставил Национальный статистический комитет.
Об этом заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич на совещании у главы государства о демографической ситуации в стране и совершенствовании мер поддержки семей с детьми.
Минская региональная таможня (МРТ) за прошлый год увеличила перечисления в бюджет на 33 % по сравнению с 2017 годом. Получается, что в перерасчете на одного сотрудника таможни в казну поступило около 6,5 млн рублей.