27.07.2021 / Вторник/ 01:36
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Поиск
Сергей Варивода

Сергей Варивода: Сетям приказали долго жить

На два года на них возлагается особая миссия по формированию доходной части местных бюджетов

Сергей Варивода: Сетям приказали долго жить

Лично у меня есть сомнения в корректности юридической логики авторов совместного письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2021 №2-2-12/00751/5-1-26/85 "О разъяснении норм законодательства", опубликованного на сайте Министерства по налогам и сборам 5 апреля 2021 года.

Данное разъяснение поясняет, какому бизнесу теперь надо платить больше земельного налога или арендной платы за земельные участки. Оставим на совести авторов этой фискальной новации в принципе вопрос о стабильности налогового законодательства, гарантий прав инвесторам, деловом климате. Тем более, что в нашей стране инвесторами принято считать подписантов инвестдоговоров и Указами назначенных, а их подобные земные проблемы, как земельные платежи, не очень-то и интересуют.

Для простых смертных цитирую разъяснение:

На 2021 — 2022 годы будет временно увеличена ставка земельного налога на земельные участки общественно-деловой зоны для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть. Она будет установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в 2020 году — 0,7% и 0,55% соответственно.

Также в 2021 — 2022 годах арендная плата за земельные участки, предоставленные для размещения торговых центров, в том числе обслуживающих их автостоянок, торговых объектов, входящих в торговую сеть, будет исчисляться и уплачиваться в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015 (в 2020 году — 0,007 и 0,0055 соответственно).

Данная норма будет применяться независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот участок. То есть арендатору такого земельного участка нужно будет самому исчислить арендную плату к уплате с применением коэффициента 0,015, пересчитав арендную плату в договоре, заключенном в рамках Указа N101 или N160.

И если с торговыми центрами все более-менее ясно, то в отношении торговых сетей посыл авторов разъяснения более, чем спорный. Снова цитирую:

Справочно: например, под маркой какого-либо бренда на территории Республики Беларусь могут функционировать отдельные торговые объекты, принадлежащие различным юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям). В том случае, если таких торговых объектов в Республике Беларусь два и более, то данные организации подпадают под повышенное налогообложение.

Фискальные органы не раскрывают смысл понятия «под маркой бренда», что создает благодатную почву для широкого толкования нормы инспекциями МНС на местах.

На мой взгляд, в этой части разъяснение должно быть приведено в соответствие с нормой пп.35 ст.1 Закона №128-3:

35. Торговая сеть - два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг определены нормами Главы 67 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

ГК относит к средствам индивидуализации фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, географическое указание.

Однако Кодекс содержит не только указание на товарный знак, как средство индивидуализации участников гражданского оборота, но и прямо указывает в ст.1023 на порядок его использования, в том числе участниками торговой сети:

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, работ и (или) услуг, для которых зарегистрирован товарный знак.

В пп.2 ст. 1019 ГК указано, что «никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак без разрешения его владельца».

В свою очередь владелец товарного знака имеет право на охрану товарного знака на территории Республики Беларусь на основании его регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, или в силу международных договоров Республики Беларусь (пп.1 ст.1018 ГК).

Другими словами, наличие двух предпринимательских ларьков по торговле газировкой Coca-Cola в разных уголках Беларуси не образуют торговую сеть, хотя на фасаде каждого из них может висеть соответствующая вывеска, а на бутылках указан товарный знак до тех пор, пока оба торговых объекта в установленном законодательством порядке не получат законное право на использование товарного знака, основанное на договоре с правообладателем.

Вопрос правомерности неорганизованной торговли товарами с одним товарным знаком (знаком обслуживания), размещения товарного знака (знака обслуживания) в торговых объектах – это уже вопрос к МАРТ и местным органам власти.

Для целей применения фискальной нормы важно следующее: произвольное, без соблюдения порядка, предусмотренного Главой 67 ГК, использование товарных знаков (знаков обслуживания) не образует из двух и более субъектов торговли торговую сеть в контексте определения такой сети, изложенной в Законе №128-3.

Впрочем, последнее слово за Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Только МАРТ уполномочен разъяснить бизнесу, а заодно и фискальным органам, кому придется уплачивать за пользование земельным участком по повышенным ставкам.


Новости по теме «Блог Сергея Вариводы»