24.09.2021 / Пятница/ 15:52
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Поиск
Геннадий Закржевский

Геннадий Закржевский: «Славянский базар» - и шоу, и бизнесу

Вот и все! «Славянский базар-2012» стал историей. Самое время подвести некоторые итоги.

Геннадий Закржевский: «Славянский базар» - и шоу, и бизнесу

Президент сравнил этот форум искусств с Олимпиадой. Может быть, такая точка зрения и имеет право на жизнь, но весьма условно. Олимпиада – это, прежде всего, соревнование. В скорости, силе, точности …

В чем соревновались, если вообще соревновались, участники «Славянского базара»? Здесь мне многие возразят. А как же конкурс молодых исполнителей, где мнение зрителей и членов жюри совпало – лучше других выступил певец из Македонии Бобан Мойсовски? Как же детский конкурс, на котором блистала девчонка из Грузии Мариам Бичошвили? Нет, это – не соревнование.

Это демонстрация того, что имеешь. Это творческие поединки, в которых априори не может быть победителей и побежденных. Это дело вкуса с поправкой на модные веяния. Ну не впечатлил в этом году белорусский конкурсант Евгений Славич, получил в награду дежурный приз Союзного государства – ноутбук и уехал совершенствовать свои вокальные данные. Что, бросать в него камни, как некоторые уже поспешили это сделать? Или искать виноватых среди чиновников от культуры? Знаю, как минимум двоих человек, которые дали высокую оценку выступлению Евгения.

С Олимпиадой «Славянский базар» можно сравнить и потому, что здесь представлены все виды искусств: эстрада, классическая музыка, кино, театр, хореография, живопись, народное творчество. Каждый сможет найти что-то интересное для себя. Не нравится легкая атлетика – идем на футбол! Фестиваль в Витебске славится именно своей многогранностью. Он постоянно, как воронка, затягивает в себя все новые и новые направления. На 11 фестивальных площадках прошло более 75 мероприятий.

Только в Летнем амфитеатре за 10 фестивальных дней состоялось 20 концертов. Но для того, чтобы в достаточно короткий временной промежуток представить все лучшее, что есть на данный момент в различных видах искусств на самом высоком уровне организаторам фестиваля еще работать и работать. И дело даже не в деньгах, которые для этого, несомненно, нужны не маленькие. Очень тяжело под одним общим брендом объединять множество составляющих, которые сами по себе являются брендами. И многие события, которые вне этого форума вызывали бы стопроцентный ажиотаж, в дни «Славянского базара» становятся будничными и интересными лишь для своих самых искренних поклонников.

Вот пример одного вечера. В областной филармонии Леонид Серебрянников представляет «Вечер русского романса». В это же время в концертном зале «Витебск» на сцену поднимается Борис Моисеев со своим «Танцем в белом». На площади Победы «зажигают» популярные молодежные дискотечные группы. В Летнем амфитеатре готовится к выступлению Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева с юбилейным концертом. Зрители уже сделали выбор, а журналисты «пасут» самых раскрученных «звезд» шоу-бизнеса, чтобы выяснить, как им спалось и что они ели.

Я их не осуждаю, просто продается именно это. И яркие представители большого искусства остаются в тени общего бренда «Славянский базар в Витебске». В тени общего бренда остаются и множество мелких, но интереснейших городских мероприятий, о которых, если бы они проводились в иное время, говорили бы неделями. В этом году журналистам были розданы красивые буклеты с программой фестивальных мероприятий и это хорошо. Но ведь можно было бы в довесок выдать хотя бы распечатку на обычных листах формата А-4 о событиях, запланированных в городе. В конце концов, почему бы не сообщить о том, что открывается не только «звезда» Льва Лещенко, но и бизнес-центр «Марко-сити», что в городе проводятся конкурсы кулинарных изделий и выставка-продажа модной одежды? Да, во многом эти городские мероприятия носят не творческий, а коммерческий характер. Отлично! Шоу-бизнес на то он так и называется, что объединяет два слова: шоу и бизнес.

Теперь посмотрим на официальные цифры. Как сообщила пресс-секретарь Министерства культуры Беларуси Юлия Вискуб, по предварительным данным, выручка от продажи билетов на фестивальные мероприятия составила 16,6 млрд. рублей. Это на 224% превышает прошлогодние показатели. Окупаемость фестиваля по сравнению с прошлым годом увеличилась с 55 до 67 процентов. По ее информации в целом внебюджетные доходы составили 22,8 млрд. рублей, что на 205 процентов больше прошлогодних показателей. Мероприятия «Славянского базара» посетили около 180 тысяч зрителей.

Я бы хотел обратить внимание на другое. Если взять за основу то, что каждый раскрученный исполнитель, влечет за собой толпы поклонников, то зарабатывать надо не столько на этом исполнителе, сколько на тех, кто приехал за ним. Многие издания уже вдоволь поиздевались над тем, что некоторые подворья с шашлыками и пивом были оформлены в советском стиле. И правильно сделали! Это только добавило посетителей. У рабочего и колхозницы под комсомольскими символами всегда было многолюдно.

Предприятия общепита, к сожалению, оперативно не стали посчитывать выручку, полученную в дни «Славянского базара», но она намного выше, чем в обычные дни. На «Славянском базаре» должна зарабатывать, и зарабатывает сфера услуг. Все: от художника с портретом Путина, и ремесленника с гончарным кругом до таксиста и продавца нижнего белья.

«Славянский базар» не надо превращать в Олимпиаду. Он сам, хоть и медленно, идет по верному пути, превращаясь в фабрику развлечений. Мне доводилось слышать, что жителям Витебска этот форум стал малоинтересен. Да, прошли те времена, когда витебчане, словно их год не кормили, выходили в центр города, чтобы отведать шашлыка и пива, выстраиваясь в длинные очереди. А некоторые раньше даже приносили еду с собой и устраивали пикники на газонах недалеко от Ратуши.

Да, не бегают ныне местные жители под окнами гостиниц, чтобы потом с гордостью заявить друзьям, что видели саму Пугачеву, выглянувшую в окно. Вместе со «Славянским базаром» выросло новое поколение, которое уже отчетливо понимает, что в ходе фестиваля надо не тратить деньги, а зарабатывать их.
В городе работало с десяток детских аттракционов, одному человеку физически сложно было побывать на всех ярмарках и торговых рядах, раскинувшихся на десять километров площади, посетить все распродажи и фэшн-акции...

Выбор блюд, напитков, сувениров - на любой вкус и толщину кошелька. И рассчитано в основном, это было на гостей Витебска. А число приезжих по данным УВД Витебского облисполкома равнялось половине населения города. И если каждый гость оставил здесь 100 – 200 долларов из своего кошелька, то не трудно подсчитать главную выручку «Славянского базара». Это значительные суммы.

Проект «Фабрика развлечений» выглядит в современных условиях куда привлекательней олимпиады. Он тоже достаточно затратный – город нужно постоянно содержать в порядке, без конца следить за всеми тенденциями в мире и внедрять все то, что вызывает у людей гораздо больший ажиотаж, чем вчерашний герой эстрады. И без конца запускать все новые и новые информационные поводы.

Но осуществление такого проекта принесет выгоду и шоу, и бизнесу. То есть, это одновременно даст хлеб и зрелище.

Пока мы еще только в начале пути. Но уже было чертовски приятно прочесть на страницах российских «Новых Известий»: «Праздник возвращается к жителям Витебска: на центральной площади специально для молодежи была поставлена отдельная сцена, а пить-гулять в многочисленных летних кафешках можно было до утра. Это и есть настоящий фестиваль с европейским подходом. Тем более что Витебск становится настоящим туристическим городом, куда не грех съездить даже безотносительно «Славянского базара» и дома-музея Марка Шагала: Шагал здесь родился».


Новости по теме «Блог Геннадия Закржевского»