Тематические новости
1991-2016. Продовольственный ретейл: в ожидании большой распродажи

1991-2016. Продовольственный ретейл: в ожидании большой распродажи

В развитии белорусского продовольственного ретейла просматриваются два более - менее четких периода. С середины 2010-х годов, то есть с начала экономического кризиса и рецессии,  отрасль находится в состоянии перехода на еще один уровень. 

Для первого периода, который охватывает 1990-е и начало 2000-х годов, для нее характерно доминирование постсоветской модели во главе с бывшими госторгами – формально прошедшими процедуру разгосударствления открытыми и закрытыми акционерными обществами. Навязанная сверху  модель приватизации магазинов через аренду не позволит «красным директорам» перерасти в настоящих собственников, а отрасль не станет источником первоначального накопления капитала.

Во втором периоде, старт которому дадут  частные дистрибуторы, начавшие в начале 2000-х годов инвестировать в розницу, бывшие советские магазины станут их легкой "добычей". Новые игроки, за менее чем десять  лет создавшие сетевые проекты национального уровня, превратятся в главную движущую силу развития ретейла. Периодически на рынок попробуют заходить иностранные инвесторы, но до сегодняшнего дня белорусский капитал доминирует в этой нише во всех ее составляющих – опте, логистике и рознице.

В начале 2000-х годов темп, который задают частные ретейлеры, заставит государство на законодательном уровне ограничить масштабирование их бизнеса. Это снизит  привлекательность отрасли для инвестиций. Однако кризис, похоже, меняет ситуацию. В свое время частные ретейлеры скупали с дисконтом госторги, сейчас они сами на таких же условиях готовы предлагать себя новым собственникам - как с наименьшими потерями прошедшими рецессию местным компаниям, так и известным зарубежным ретейлерам, которых могут привлечь в Беларусь подешевевшие активы. Восстановление покупательной способности населения создаст условия для роста оборотов и нового рывка отрасли, участники которой должны делать ставку на интенсивный путь развития. 



Топ-25 компаний-легенд
Публикации
Блогеры