07.12.2021 / Вторник/ 02:45
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Поиск
в Блогах 27.07.2021 25283

Романчук назвал 10 неожиданных характеристик подготовленной властями конституционной реформы

Эксперт считает, что предложенный вариант проекта Конституции сохраняет гипертрофированную сверхцентрализацию президентской власти в Беларуси.

Романчук назвал 10 неожиданных характеристик подготовленной властями конституционной реформы

Официальная Конституционная комиссия подготовила проект Основного закона Беларуси. «Круглый стол демократических сил» предложил его обсудить. Дискуссия – дело, конечно, правильное и хорошее. Особенно если она инклюзивная, и в ней участвуют реальные дисижнмейкеры. Или хотя бы те, кто имеет какой-то вес среди них.

В Беларуси еще никогда не было такого формата обсуждений. Сейчас он тем более невозможен. Тем не менее, дискуссия о том, какой должна быть Конституция вполне уместна. Когда текучка, злоба дня агрессивна и запредельна, важно не застрять в ней, не отчаяться, а видеть контуры будущего, непременно светлого и благоприятного.

Действующая Конституция Беларуси и предложенный вариант ее модификации не имеют принципиальных отличий. В советской Конституция тоже было красиво о демократии и правах человека. Тоже декларировались социальные гарантии и много всего бесплатного. Многие развивающиеся страны копировали основные документы США других развитых стран. Надеялись, что это снизит издержки их пути к процветанию и благополучию. Не получилось. Настоящие изменения не приходят с принятием некого формального документа. Они появляются после трансформации ценностей, культуры, характера взаимоотношений между людьми, между гражданами и государством. Поэтому какой бы формальный текст Конституции не был, он не будет сколь-нибудь существенно влиять на жизнь страны, экономику и социум. Поэтому обсуждение разных проектов конституции – это важная форма интеллектуальной мобилизации для осознания параметров развития будущего, для актуализации такого важного общественного института, как «государство».

Предложенный вариант проекта Конституции сохраняет гипертрофированную сверхцентрализацию президентской власти в Беларуси. Как по старой, так и по новой Конституции ничто не мешает президенту увольнять и назначать практически любое значимое должностное лицо в стране, вплоть до директоров средних предприятий. Мелочевку можно оставить правительству и исполкомам. Полномочия «определять внутреннюю и внешнюю политику» как раз можно интерпретировать, что глава государства может не только управлять силовыми и военными структурами, но и решать, какие деревья сажать вокруг кольцевой дороги в Минске, когда и как поднимать зябь или в каком санитарном режиме содержать дойное стадо. Для этого совсем не нужны декреты. Хватит обыкновенных распоряжений, устных приказов или телефонограмм.

Президент формально не сможет отправлять правительство в отставку? Прямо не может, а вот чуточку с обход – как угодно может. Через полностью контролируемую ПП НС и Совет Республики. В отставку не может, а в тюрьму – как угодно. И каждый министр и руководитель это прекрасно знает.

Наличие Всебелорусского народного собрания (ВНС) в новой Конституции формально должно укрепить народовластие. Но если посмотреть, как оно собирается, как происходит отбор его членов, то уровень народовластия в нем мало чем будет отличаться от всех составов Палаты Представителей НС. ВНС будет похоже на съезд КПСС, который тоже все утверждал, одобрял и нужное для властей осуждал.

Проект Конституции написан не с точки зрения «что государство сделает для гражданина», а с позиции «что гражданин обязан делать для государства». Иными словами, это документ по Платону, а не Аристотелю.

Вот часть статьи 21: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, своим трудом или иными формами общественно полезной деятельности вносить посильный вклад в осуществление задач государства и общества». Понятное дело, что интерпретация «социальной ответственности» будет прерогативой идеологических, контрольных, надзорных и силовых органов.

А сколько нюансов имплементации таит статья 23: «… Ограничение прав и свобод личности должно быть справедливым, соразмерным конституционно значимым интересам и необходимым для их обеспечения в демократическом государстве...» Ох, есть где развернуться пропагандистам и контролерам, которые в 2020-2021гг. в Беларуси не увидели практически ни одного нарушения прав и свобод граждан со стороны силовиков. «Справедливость», «соразмерность», «значимые интересы» - разве 27 лет у нас в стране было иначе?

Чего стоит следующее положение проекта Конституции «Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону». Это тютелька в тютельку по Оруэллу: «Все животные равны, но некоторые равнее других». Приняли закон/указ/постановление – и вот они, узаконенные привилегии.

Много интересного предложено в сфере социальной политики. Статья 45: «…Граждане обязаны принимать меры по сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья». Чуть выше указано, что гражданам «гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное оказание медицинской помощи за счет государственных средств в порядке, установленном законом». Легко можно предположить такую формулировку отказа от бесплатных медицинских услуг: «Вы не следили за своим здоровьем – вот и лечитесь за свой счет».

А вот потенциальная бомба для пенсионеров. Статья 47: «…Пожилым людям предоставляется с учетом трудового вклада и общественно полезной деятельности соответствующее пенсионное обеспечение для достойного уровня жизни». Получается, что активист государственной организации или GONGO (Government-Organized Non-Governmental Organization) могут претендовать на солидные пенсии, а те, кто не получит справку «участник общественно полезной деятельности», будет довольствоваться скромным бюджетом прожиточного минимума.

Итак, подведем предварительные итоги анализа предложенного проекта слегка видоизмененной Конституции:

1) Беларусь была и останется тоталитарной страной;

2) Беларусь была и останется страной со сверхконцентрацией в одних руках политической и экономической власти;

3) в Беларуси не было и не появится полноценный институт частной собственности;

4) в Беларуси была и остается сильнейшая зависимость гражданина от Государства;

5) в Беларуси расширяются обязанности граждан, чтобы претендовать на социальные услуги;

6) Беларусь была и останется страной, в которой богато, удобно, комфортно жить для 3% представителей номенклатурно-силовых кланов, «красных директоров», VIP-начальников идеологической, административной и коммерческой вертикали управления;

7) Беларусь была и еще больше будет страной демографической ямы и катастрофы. Количество молодых людей, которые захотят жить и связывать свое будущее с тоталитарной страной госплана будет неуклонно сокращаться;

8) Беларусь обрекает себя на технологическую, промышленную, экономическую деградацию. К 2025 году Беларусь уверенно станет самой бедной страной Европы;

9) Беларусь обрекает себя на снижение качество базовых услуг в сфере образования, здравоохранения, строительства, инфраструктуры и IT из-за оттока кадров;

10) Беларусь была и остается страной, в которой будут стабильно расти лишь цены, курс BYN-рубля, долги, дефицит бюджета и оборотного капитала у госсектора, аппетиты распорядителей чужого.

Авторы проекта Конституции полностью проигнорировали комплексные предложения, которые касаются защиты Человека от Государства. Без них ликвидировать Левиафана невозможно. Перед авторами проекта новой Конституции была поставлена задача чуточку приодеть белорусского Левиафана в современные одежды. Оно так и получилось.


Новости по теме «в Блогах»