18.04.2021 / Воскресенье/ 01:54
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Поиск
Технологии 31.08.2016 4038

Компьютер вместо чиновника: когда обещания станут реальностью?

Автор: Анастасия ГУРИНА

Белорусские госорганы не хотят препоручать административные процедуры компьютеру. «Электронное правительство» у нас ограничивается информатизацией внутри ведомств, но с гражданами чиновники предпочитают работать по-старому.

Компьютер вместо чиновника: когда обещания станут реальностью?

В Беларуси говорят о создании E-Government уже с десяток лет. Идея электронного правительства в том, что граждане получают требуемую от государства услугу просто, быстро и без посредства чиновника. А главное - вся ведомственная информация и административные процедуры благодаря интернету становятся открытыми и доступными.

Например, все заявки в государственную инстанцию регистрируются автоматически, информация отображается на общедоступной странице. Видны все принимаемые чиновниками решения. Как результат, снижается влияние человеческого фактора, увеличивается прозрачность работы ведомства. Правительству требуется меньшее число персонала, сокращаются расходы на его работу.

Однако это в теории. Что мы имеем на практике, проанализировали исследователи BIPART. 

Компьютеры не заменили чиновников

Приглашенный эксперт Андрей Сушко в своем исследовании приходит к выводу, что в Беларуси электронное правительство создается пока скорее для самих госорганов, нежели для граждан или юрлиц, пользующихся услугами. То есть процессы внутри госаппарата информатизируются, обмен бумажками превращается в обмен цифровыми файлами. Но вот предоставление услуг гражданам все еще происходит в кабинетах власти.

«Основной̆ характеристикой̆ крупных реализованных проектов является ориентация государственных учреждений, прежде всего, на собственные потребности, нежели на интересы пользователей-граждан», - заключает эксперт.

Электронное взаимодействие с обществом сегодня в основном ограничивается односторонним предоставлением информации на сайте. Настоящие интерактивные сервисы все еще весьма редки. Речь идет, например, о возможности онлайн заполнить или предоставить электронные формы, а в дальнейшем совершить только один визит в государственный орган для того, чтобы получить документы или подписать их. Однако пока о таком сервисе остается мечтать.

Как подсчитали специалисты, Единый портал электронных услуг предоставляет более 60 процедур, и только 19 из них рассчитаны на физических лиц. Большинство услуг, размещенных на портале, рассчитаны на обеспечение межведомственного взаимодействия между чиновниками и государственными органами.

Ведомства не выкладывают свои тайны в интернет

Говорить о свободном и открытом «доступе к информации» государственного сектора не приходится. Даже та информация, публиковать которую постановляет законодательство, не всегда находит место на сайтах ведомств.

«Одним из важных шагов государства в построении электронного правительства стало обязательное размещение информации об административных процедурах на официальных сайтах. Однако стоит констатировать, что в настоящее время представленность обязательной к размещению информации в онлайне находится на низком уровне», - отмечает Андрей Сушко.

Кроме того, госорганы предоставляют лишь ту информацию, которую считают нужной, а не ту, которая востребована гражданами или юрлицами.

«Доступные на Едином портале электронных услуг процедуры, на наш взгляд, не представляют большой социальной важности и востребованности среди потенциальных пользователей», - считает эксперт.

К тому же информация, размещаемая на официальных сайтах, зачастую является неполной, сложноструктурированной и не отвечающей стандартам транспарентности и потребностям пользователей.

Нас перехвалили

Между тем Беларусь занимает достаточно высокие позиции в международных рейтингах по электронному правительству. Даже премьер Андрей Кобяков обращал внимание, что, по оценке ООН, в 2014 году Беларусь по уровню готовности электронного правительства находилась на 55-й позиции среди 193 стран, поднявшись за два года на шесть позиций.

Но дело в том, что рейтинги учитывают множество сопутствующих электронному правительству явлений – именно по ним у нас высокие позиции.

«Такое положение складывается не в следствии широкого проникновения электронных услуг в жизнь общества, а в силу высокого потенциала человеческого капитала и наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры», - объясняет Андрей Сушко.

В последние годы принят ряд государственных стратегий и программ в сфере развития электронного правительства. Они предусматривают ряд серьезных мер по углублению электронного взаимодействия граждан и государственных органов. Однако эксперты не обольщаются на сей счет: при сохранении сегодняшнего темпа развития в этой области, достичь прогнозных показателей будет затруднительно.

Будте в курсе событий ПЕРВЫМИ. Подписывайтесь и читайте нас :
Новости по теме «Технологии»