Авторы опроса говорят о возможности формирования нового тренда, который в перспективе способен вызвать геополитическое напряжение в отношениях с Россией.

Глава Белорусской аналитической мастерской, доктор социологических наук Андрей Вардомацкий в беседе с “Коммерсантом» рассказал, что опрос проводился БАМ 5-8 ноября с помощью системы случайного обзвона респондентов. Система генерирует случайные номера основных сотовых операторов и дозванивается по ним. В опросе приняли участие 1008 респондентов. Вопрос был сформулирован следующим образом: «На ваш взгляд, в каком союзе государств было бы лучше жить народу Беларуси — в Европейском союзе или в союзе с Россией?».
Исследование показало значимые изменения по сравнению с предыдущим, сентябрьским, опросом. За пребывание в союзе с Россией в ноябре ответили 40% опрошенных, тогда как в сентябре таких было 51,6% (минус 11,6%). Сторонников европейской ориентации, напротив, стало больше: 33% в ноябре против 26,7% в сентябре.
«Мы видим, что происходит сближение двух позиций — пророссийской и проевропейской, происходит возврат к традиционной бивекторности, которая наблюдалась в Беларуси до момента расширения ЕС в 2004 году. После этого был подъем пророссийской ориентации, и Россия долго была в коридоре 60% в рамках вопроса, который был сформулирован в нашем опросе»,— прокомментировал Вардомацкий.
Социолог напомнил, что сразу после президентских выборов в риторикн протестов полностью отсутствовала геополитика: «В ответ на вопрос, почему вышли люди, называли самые разные причины: реакция власти на коронавирус, насилие, фальсификации на выборах. Причем насилие было главной причиной. Но никто не говорил, что вышел потому, что хочет ближе к ЕС и подальше от России или наоборот».
Всем была понятна принципиальная разница между белорусским протестом и украинским Майданом, в котором была четкая и ясная геополитическая оставляющая, продолжает Андрей Вардомацкий. В Беларуси, указывает он, геополитики не было и сейчас может быть переломный момент, когда геополитическая составляющая может возникнуть.
«Если геополитическая составляющая войдет в мотивационную структуру белорусского протеста, в будущем это может вызвать геополитическое напряжение в отношениях с Россией»,— говорит эксперт.
Тот факт, что изменение в геополитических предпочтениях было зафиксировано только сейчас, Андрей Вардомацкий объяснил "отложенной рефлексией»..